Ноу-хау (от англ.know how — знать как) или секрет производства — это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны
и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения
конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской
деятельности.
Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы,
методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения
дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда
включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами.
Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.
В соответствии с международным законодательством, желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты — патент
или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны
одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и
получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты
принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений
и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том
числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без
согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. А
ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не
раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным
лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже
невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор пока сохраняется
конфиденциальность.
Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по
которой передаются сведения технического, организационного,
экономического и другого характера, по различным причинам не получившие
правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как
важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам,
то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау
является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим
существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило,
является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание
использования ноу-хау определяется соглашением сторон.
Правовой режим ноу-хау (секрета производства) в России задаётся
главой 75 Гражданского кодекса РФ и законом «О коммерческой тайне».